Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Ирбейское
09 мая, вс
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Ирбейское
09 мая, вс

Легенда советских полей

20 января 2017
2

Наш район был и остается, в первую очередь, сельскохозяйственным. В советское время он занимал лидирующее положение по сбору урожая во всем крае. Хотя труженики того времени и не знали современной мощной техники. Зато умели ценить и максимально эффективно использовать то, что имелось. Ветеран сельхозотрасли Василий ФЕДОРОВ поделился воспоминаниями и размышлениями о легендарном тракторе ДТ-54.

– Не так давно пересмотрел фильм «Иван Бровкин на целине». Незабываемая картина, когда около 10 гусеничных тракторов ДТ-54 поднимают целину, за ними остается черное поле готовой земли. И невольно вспомнились все достоинства этого трактора. Если на фронтах Великой Отечественной войны был легендарный танк Т-34, то на советских полях легендой стал трактор ДТ-54. Он выпускался с 1949 года взамен СХТЗ-НАТИ, в народе более известного как «Натик». На смену керосиновому двигателю пришел дизельный. Ходовая часть, задний мост, коробка передач остались прежними.


Я впервые познал простоту и надежность трактора ДТ-54, будучи студентом сельхозинститута в 1959 году на уборке урожая в степях Хакасии. Днем я буксировал за собой комбайн «Сталинец», ночью пахал зябь. Не имел ни опыта, ни навыков, но работал, и неплохо. Требовалось только следить за смазкой и заправкой и подтягивать кое-где ослабшие крепления.


Основательно я изучил этот трактор, работая в ирбейской «Сельхозтехнике». По окончании уборочной, где-то в конце октября, техника начинала поступать на ремонт. Основные агрегаты – двигателя, коробки переменных передач, задние мосты, каретки – ремонтировали квалифицированные слесари, а устанавливали их сами механизаторы. Такой ремонт назывался поточно-узловым. Слабым местом трактора была клепаная рама, ее то и дело приходилось переклепывать. Поначалу клепали «на горячую» – грели автогеном. Впоследствии приспособили 100-тонный пресс и уже могли делать «на холодную».


Трактор находился на ремонте один раз в году, остальное время – в работе. После уборочной некоторые из них подвозили корма, большая же часть была занята на вывозке леса из тайги. Пиломатериал требовался хозяйствам для постройки коровников, телятников, магазинов, школ, жилых домов... Строились порой разом целые улицы. Теплых гаражей не знали, чтобы в мороз завести трактор, рано утром разжигали костер под картером, заливали горячую воду в радиатор. Запускали двигатель – и в лес. Так всю зиму. В апрельскую распутицу совершали текущий технический уход – и в поле.

Прибивка влаги, лущение, посевная, пары, зябь... Механизаторов готовили в «Сельхозтехнике», СПТУ, в Канске, Солянке, Ирше, даже в средних школах. И все равно их не хватало, объемы были очень большие. В 60-е годы по плановому перераспределению приезжали к нам работники из западных областей страны, из Марийской АССР, из Чувашии. И всем доводилось трудиться на тракторах ДТ-54, в народе именуемых просто «дэтушками».

Думаю, многие старые механизаторы вспомнят эти славные дни. С ностальгией о легендарном тракторе. И сегодняшним труженикам, полагаю, небезынтересно и полезно узнать о технике прошлых лет. Не такой совершенной, как сегодня, но мы на ней ковали славу и гордость нашего сельского хозяйства.

Редакция

Картина дня

Работа длинной в полвека

Когда смотришь трудовую книжку Марии СТЕПИНОЙ, невольно проникаешься уважением к этому человеку – 41 год трудового стажа!

Вся жизнь в труде

Большинству из нас сложно представить, как можно браться за любую работу с малых лет и не жаловаться на тяготы. А детям, родившимся незадолго до войны, пришлось взвалить на свои плечи многое.

Небесный щит страны

Во второе воскресенье апреля отмечается День войск противовоздушной обороны (ПВО). Это праздник людей, защищающих страну от атак с воздуха.