Меню
12+

Сайт газеты «Ирбейская правда». ЭЛ № ФС 77-68839 от 28.02.2017 г.

06.04.2018 14:33 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Закаленные верой и тайгой

Автор: Татьяна КОЛОСОВА
корреспондент

Как живут в отдаленной деревне люди, отрекшиеся от дел мирских

В Новомариновке почти не осталось коренных жителей. С 90-х годов прошлого столетия здесь стали селиться староверы, а не так давно эти места облюбовали и городские жители. Одних привлекает здешняя природа, чтобы отдохнуть, других – чтобы выжить.

Возрождение деревни

На рубеже веков жизнь в этом таежном уголке была несладкой. Из местных жителей оставалось около десятка пенсионеров, которые покорно доживали свой век. Скорее всего, Новомариновка вошла бы в число деревень и сел, исчезнувших с карты района (по подсчетам краеведа Владимира Шульцева, их около 80), если бы не пришли старообрядцы. Безлюдье, отдаленность от шумных трасс и таежная глухомань привлекли их сюда.

«Новомариновку в буквальном смысле слова возродили староверы, – рассказывает бывший глава района Василий Кованенко. – Первыми приехали семьи из Курагинского района, затем из Енисейского. В 2003 году на 42 жителя в деревне приходилось 22 ребенка. Тогда мы с ректором педагогического университета Николаем Ивановичем Дроздовым вышли на край с инициативой открытия в таежной деревне начальной школы. Нашлась молодая учительница Марина Борисова, которая окончила среднюю школу с отличием, вышла замуж за старовера, а когда их семья переехала в Новомариновку, согласилась учить детей грамоте».

В первый год школу посещали всего девять учеников. В бревенчатом доме был один вместительный класс. В кабинете – доска, полка с книгами и наглядными пособиями, лампы дневного света. В библиотеке – книги Виктора Астафьева и других отечественных писателей. Позже учебное заведение закрыли, а детей стали возить на школьном автобусе в село Благовещенка. За два десятка лет население деревни выросло в несколько раз, и количество жителей с каждым годом увеличивается. По данным Благовещенского сельсовета, сегодня в деревне проживают 114 человек, из которых 60 – дети.

Братья по вере

В краевой прессе в те времена писали, что от государственных пособий новоселы отказались, занимаются охотой, рыбалкой, а также разведением индюков, которых называют «домашними глухарями». Для строительства домов и бань староверы выписывают древесину в лесхозе, однако гвоздей не используют, кладут бревна «в лапу».

Пообщавшись с жителями Новомариновки, начинаешь понимать, что современная цивилизация не для этих людей. Они никому ничем не обязаны, да и никто от них ничего не требует. Покой важнее благ, придуманных социумом. И вера, подлинная, передаваемая из поколения в поколение, им ценнее. Однако совершенно обойтись без общества староверы сегодня уже не могут – продукты питания, одежду и предметы быта им приходится покупать за деньги. В Новомариновке они организовали свой таежный промысел. Занимаются охотой, рыбной ловлей, сбором лесных даров. Для собственных нужд разводят домашних животных. Почти каждая семья держит по пять и более голов крупного рогатого скота.

Дома в Новомариновке поставили на правом сухом берегу реки Агул, а левый, болотистый, оставили нетронутым. Правда, сегодня и на нем стоит усадьба, хозяин которой удачно выбрал место для строительства. Большой огород, две огромных теплицы, надворные постройки окружают добротный дом.

Чистая вода Агула бьет ключом в квадратной проруби – природное «джакузи». Местные жители предпочитают брать воду из реки. Нередко можно увидеть людей, несущих с речки хрустальную влагу в ведрах на коромыслах. Женщины даже в зимнее время предпочитают полоскать белье в проруби и стирать дорожки прямо на снегу. Подобную картину увидела и корреспондент «ИП» во время поездки в таежную деревню: четверо ребят 10- 15 лет бойко полоскали тяжелый палас в проруби, не обращая внимания на ледяную воду. На вопрос, почему они стирают в это время года, дети ответили, что сейчас на улице нет грязи. «Да вы сами попробуйте – вода теплая», – убедительно произнес один из мальчишек. Вот такие они – новомариновцы. Для них главное, чтобы человек жил своим трудом, тем, что дает природа, в гармонии с которой он существует.

Скучать некогда

Согласно старообрядческим представлениям много в городе плохого и ненужного. Поэтому и не хотят новомариновцы, чтобы их дети продолжали учебу после школы. Для староверов главное, чтоб чада были сыты, одеты и понимали, что в жизни нужно работать и молиться. А вера прививается личным примером и объяснениями взрослых. Например, у Павла Королева шестеро детей. Для староверов это обычное явление. Жена с детьми хлопочет по хозяйству, да и у Павла работы хватает, а еще он трудится водителем школьного автобуса. Каждый день делает по два рейса до Благовещенки и обратно. В школе учатся около 40 детей из Новомариновки. Мужчина живет с семьей в деревне четвертый год, как и все старообрядцы, надеется, что здесь, наконец-то, обрел постоянное пристанище. Политикой не интересуется, в ее подробные хитросплетения не вдается. Говорит, что в день выборов возил односельчан на избирательный пункт в Благовещенку. Желающих было немного – в дела государства староверы проникают настолько, насколько нуждаются в нем, не больше.

Односельчане рубят дома и бани на продажу. Хорошо кормят тайга, речка и подсобные хозяйства. На вопрос, нужен ли в Новомариновке клуб, Павел Королев ответил, что у них другие интересы, и детям занятий хватает, работы по хозяйству – хоть отбавляй, так что скучать некогда. Правда, передвижная библиотека приезжает в деревню систематически. Бедой сельчане считают нередкое отключение электроэнергии и перебои телефонной связи – частенько не работает таксофон. И карточки для него приобрести стало труднее после закрытия почтового отделения в Благовещенке. Нет и ФАПА, поэтому экстренно нуждающихся в медицинской помощи в больницу доставляют сами.

После общения с жителями Новомариновки становится понятно, что это вполне обычные российские граждане, к слову, уважающие законы своей страны. Большинство взрослых мужчин отслужили в армии. Не пьют, не курят, матом не ругаются, умелые и работящие люди. Правда, по праздникам предпочитают пить самодельную медовуху (пчел староверы тоже разводят).

Почти возле каждого дома стоят снегоходы, легковые машины и грузовики. Про лодки с моторами и говорить не приходится, ведь без этого транспорта, живя на реке, просто делать нечего.

Пригодных для автотранспорта дорог в Новомариновке и ее окрестностях практически нет, есть глубокие колеи со снежной кашей, разбитые лесовозами и другой тяжелой техникой. Такова жизнь этих суровых людей, закаленных старой верой и природой.

А что же власть?

По словам Валентины Чумаковой – главы Благовещенского сельсовета, к которому относится Новомариновка, – староверы живут своей обособленной жизнью. Немало в деревне и дачников. Однако это не значит, что сельсовет не заботится о благоустройстве поселения. Валентина Николаевна в курсе проблем деревни. Кроме Новомариновки, в ее ведении находятся еще шесть таежных поселений, и создать комфортные условия для проживания не всегда удается. Освещение улиц, чистка дорог, выпас скота, пожарная безопасность, угроза паводка – за все отвечает сельская администрация. По любому вопросу, в первую очередь, люди идут в сельсовет. И не всегда проблему можно решить сиюминутно. Например, недавно две жительницы Новомариновки обратились в редакцию районной газеты с целью привлечь внимание к состоянию дорог, освещению, связи, отсутствию инфраструктуры в их деревне. Действительно, претензии справедливые, и решать эти вопросы должна власть, в том числе районная. Валентина Николаевна пояснила: «Для нас это не новость. Раньше таксофон находился в начальной школе. После ликвидации учебного заведения я обратилась к жителям деревни с просьбой установить аппарат у кого-нибудь на дому. Пришлось оставить его на улице, поскольку желающих не нашлось. Сходы граждан мы проводим в теплое время года. В ближайшее время темой обсуждения станет противопожарная и паводковая ситуации. Знаем и о проблемах освещения улиц. Установка энергосберегающих ламп стоит в приоритете. К сожалению, далеко не на все хватает бюджетных средств. Новомариновцы нам дороги как жители «беспроблемной» территории в моральном плане. Школьники, проживающие здесь, ведут здоровый образ жизни, активно занимаются спортом. Благодаря им Благовещенская школа получает призовые места на районных соревнованиях по лыжным гонкам». Глава сельсовета также отметила, что неплохо было бы и самим жителям поселения поучаствовать в благоустройстве своей территории – навести порядок около усадеб, подать заявки на освещение. Валентина Николаевна готова на открытый диалог с каждым жителем своей территории. Только и сельская администрация хотела бы иметь поддержку – и словом, и делом. Отрадно, что горожане, облюбовавшие экологически чистую территорию, создали в Новомариновке небольшую детскую площадку для ребятишек всей деревни. Если сами жители не будут беречь свой таежный уголок, вряд ли это место будет красивым и ухоженным.

«МНЕНИЕ:»

Ирина Барбаева, п. Изумрудный:

– Не понаслышке знаю о целительной силе агульской воды. Однажды мой родственник, страдающий от псориаза, прожил в Новомариновке всю зиму. Каково же было его удивление, когда к весне он почувствовал себя гораздо лучше. Скорее всего, облегчение наступило потому, что родственник пил воду из реки. Возможно, она имеет определенные лечебные свойства.

Природа в этих местах первозданная – воздух такой свежий, как в горах. В лесу много птиц и животных. Припоминается случай, когда муж и сын спасли косулю в этих местах. В начале весны животное поранило ноги о края снежного наста. В это время года дикие копытные частенько получают травмы. Убедившись, что косуле ничего не угрожает, ее отпустили в лес.

Подледный лов рыбы на Агуле приносит немало удовольствия заядлым рыбакам. Хариус в этих местах знатный. Хочется бывать там чаще, чтобы просто дышать полной грудью, слушать звуки тайги и наслаждаться красотой природы.

Раньше мы были знакомы с новомариновским старовером Федором Некрасовым. Жаль, что этот человек утонул в реке. К нему наша семья относилась с большим уважением. Эти люди – великие труженики. Насколько я знаю, раньше в Новомариновке выращивали замечательные арбузы и клубнику. Здесь особая часть земли, на которой все растет. И вряд ли староверы будут приносить вред природе – пилить сук, на котором сидят.

Любовь Ларионова, с. Ирбейское:

– Я заядлая рыбачка. Сохраняю верность своему хобби на протяжении 20 лет. Помню время, когда в деревне оставалось всего несколько домов. С приходом староверов поселение обновилось и разрослось. В Новомариновке мы с мужем отдыхаем от повседневных забот. Нередко общаемся с жителями деревни – замечательные люди, помогут во всем. По просьбе рыбаков староверы сплавляют их на лодках вдоль реки Агул.

В эти места с каждым разом тянет все больше. И не потому, что здесь хороший клев. Все дело в завораживающих здешних местах. Рыбачу не ради наживы. В первую очередь, занятие вызывает душевный азарт. Особое удовольствие приходит, когда мой улов оказывается больше, чем у мужчин. Однажды поймала пять килограммов хариуса, на другой раз – тайменя на шесть килограммов. Но природе мы не наносим ущерба. Рыбу отпускаем обратно в реку. Прекрасно понимаем, что жить нужно в гармонии с собой и природой.

СПРАВКА:

После развала Советского Союза бывший Новомариновский леспромхоз тоже развалился, а у оставшихся жителей вся надежда осталась на трансформатор, который уцелел и хоть как-то подавал электричество. Местные власти хотели отключить деревню от последнего блага цивилизации в связи с огромными долгами. Но прибывшие в эти края староверы попросили оставить им трансформатор и возобновить подачу электроэнергии. Власти пошли им навстречу. Деревня, вернее бывший леспромхоз, начала возрождаться, жить обособленно, своими традициями и культурой. В Новомариновку староверы с собою стали перевозить свои дома, которые предварительно разбирали по бревнам, нумеровали. Кстати, нумеруют для того, чтобы потом сложить правильно сруб. Выросло целое поколение ребятишек. Кроме таксофона, другой связи с миром в деревне нет. Инфраструктуры тоже нет.

Агул – место обитания тайменей

Игорь Чапалов – автор книг из серии «Саянские этюды» дал представление о реке Агул. Отрывок из его рассказа реке будит воображение читателя о богатстве сибирской таги.

«Подойдя к реке, я сделал глубокий вдох. Закрыл глаза, медленно приоткрыл и сказал: «Вот и ты, красавица». Агул поистине произвел на меня впечатление. Это красивая, горная река Саян. Она подула на меня своей леденящей суровой прохладой. Вода была мутная от весеннего паводка. Подмывая песчаные берега, по реке время от времени плыли ветки и небольшие деревца. А течение было настолько сильным, что я с трудом представлял, как плыть по ней на моторной лодке против течения. Ее ширина в районе Новомариновки превышает 100 метров, а глубина – около двух с половиной метров, что делает ее проходимой для маломерных судов.

Через некоторое время я обратил внимание на то, что на берегу реки стояли трое мужчин (в последствии оказалось, это были ихтиологи) и в талой весенней воде что-то рассматривали.

По их словам я понял, что тайменя в Агуле становится с каждым годом все меньше. И в этом виноваты браконьеры и староверы, которые по весне ставят сети. Каждая яма у них особая. Так сказать, своя. Некоторых тайменей староверы специально подкармливают из года в год. Как правило, эта рыба живет в одной и той же яме. Ловится на «мыша».

Со слов ихтиологов я понял, что кормовая база реки Агул достаточная для сохранения популяции тайменя и его воспроизводства в естественной среде. Но нельзя допустить потребительское и варварское отношение человека к природе, так как исчезновение одного вида может повлечь за собой нарушение баланса в пищевой цепочке рыб. А еще я узнал, что таймень занесен в приложение к Красной книге».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

86