Меню
12+

Официальный сайт газеты «Ирбейская правда». Свидетельство ЭЛ № ФС 77-68839 от 28.02.2017 г. выдано Роскомнадзором

07.08.2020 11:27 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Капитан Гангут

Разгром шведской эскадры у мыса Гангут 9 августа 1714 года называют первой победой русского флота. Нашими силами командовал сам создатель флота – Петр Первый. Но так ли он заслужил свою морскую славу?

В детстве не раз перечитывал книгу «Морские сказки». Найти издание давно нигде не могу, про автора знаю только то, что советский. Но запомнился рассказ, как в музее оживали портреты 12-ти знаменитых флотоводцех. Герои разных времен и национальностей. Некоторые даже при жизни сражались друг против друга, но теперь вместе пировали. Называли друг друга не по именам, а по географическим местам, где произошли их славные сражения. Для примера – капитан Синоп. Узнали? Конечно, наш Павел Нахимов. Капитан Трафальгар – английский адмирал Нельсон. Капитан Керчь – Федор Ушаков (интересно, что называли по Керченской битве, а не по Дню воинской славы у мыса Тендра).

Предводительствовал у них капитан Гангут. Петр Первый. При этом в их кружке ценился не статус человека, а только мореходное мастерство. И тут царь – главный над адмиралами. Почему? Вопрос даже не к героям вымышленной повести. Ведь на какие-то заслуги царя автор опирался. Первое, что приходит на ум, – создал российский флот. Хотя сегодня многие исследователи считают, что заслуга спорная. У русских тогда были свои корабли. Белое море бороздили особые суда, идеально подходящие для северных широт, – кочи. Если европейский парусник затрет льдами, он пропал. А коч благодаря округлой форме бортов выпрыгнет наверх, когда же лед растает – плыви себе дальше. Однако Петр признавал кораблестроение только по голландскому образцу. Значит, кочи уничтожить (это-то зачем, есть-пить не просили), а построить европейские парусники. Быстро, поэтому из сырой древесины. Рассохлись и стали ни на что не годны.

Вот и при Гангуте против современных шведских кораблей у нас вышел гребной флот. Превосходил нас враг в скорости, маневренности, огневой мощи. Узнав о трудном положении, Петр сам прибыл на место действия. Сам разработал план битвы. Где было не только планирование (обмануть неприятеля дезинформацией), но и импровизация. Вдруг пришел штиль, парусники без маневра и без движения. Вперед, на абордаж! Убили шведов сравнительно немного, большинство взяли в плен. И захватили почти все корабли.

Если говорить о крупной победе, она у русского флота впрямь была первая. Не последняя – корабельное дело пошло на лад. Чесменская бухта, мыс Тендра, Синоп... Европа вдруг с изумлением обнаружила, что русский флот, о котором раньше и не слышали, вышел на мировую арену. Родоначальником всего был Петр, хоть поначалу и совершал ошибки. Наверное, не зря оживавшие из портретов флотоводцы выбрали предводителем капитана Гангута.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

3