Меню
12+

Официальный сайт газеты «Ирбейская правда». Свидетельство ЭЛ № ФС 77-68839 от 28.02.2017 г. выдано Роскомнадзором

16.07.2020 10:15 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Ломоносов сформулировал закон сохранения материи

Всем нам известен ученый-энциклопедист, он же физик и астроном, историк и филолог – Михаил Васильевич Ломоносов. Но мало кто знает, что он был также выдающимся химиком своего времени. А в Санкт–Петербургской академии наук он официально занимал должность профессора химии.

Химия — это наука, показывающая, как «из нескольких взятых тел порождаются новые». Она ведет к познанию внутренней структуры материи. Длительное время Ломоносов добивался открытия при академии специальной химической лаборатории, без которой было невозможно проведение даже элементарных научных опытов. Благодаря его настойчивости и усердию, лаборатория была создана, и, таким образом, возникла база для осуществления эпохального научного открытия – «всеобщего естественного закона», известного также как «закон сохранения материи».

Его обоснование было впервые дано в письме Михаила Васильевича, адресованном великому математику Леонарду Эйлеру, от (5) 16 июля 1748 года: «Все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется к какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования и т.д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому».

Его работы «Об отношении количества материи и веса» (1758) и в «Рассуждении о твердости и жидкости тел» (1760), как нельзя лучше дают полное обоснование открытому Ломоносовым закону. Обе эти работы были опубликованы на латинском языке и получили известность далеко за пределами России. К сожалению, надежды Михаила Ломоносова не оправдались – осознать значение открытия, сделанного им, многие ученые тех лет так и не смогли.