Меню
12+

Сайт газеты «Ирбейская правда». ЭЛ № ФС 77-68839 от 28.02.2017 г.

12.08.2019 10:57 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Гибель "Курска"

Ежегодно 12 августа отмечается очередная годовщина гибели атомной подводной лодки «Курск», которая погибла в водах Баренцева моря в 2000 году. Это был один из новейших и наиболее надежных подводных крейсеров. Тем не менее, погибло 118 членов экипажа.

К-141 «Курск» — российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А «Антей». Заложен на «Севмаше» в 1990 году, принят в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 год находился в составе Северного флота России, в Видяево.

Лодка была заложена в Северодвинске (ПО «Северное машиностроительное предприятие», заводской № 662) в 1990 году. В апреле 1993 года в честь подвига советского народа на Курской дуге в годы Великой Отечественной войны директивой главнокомандующего ВМФ Владимира Куроедова К-141 присвоено почётное наименование «Курск». Спущена на воду в мае 1994 года из эллинга цеха № 55 и принята в эксплуатацию 30 декабря 1994 года.

Экипаж АПРК К-141 был сформирован на Северном флоте в июне 1991 года, первый его командир — капитан 2-го ранга Виктор Николаевич Рожков.

Крейсер потерпел крушение в Баренцевом море, в 175 км от Североморска, на глубине 108 метров в результате катастрофы. Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли. По количеству погибших это одна из крупнейших трагедий в послевоенной истории советского и российского подводного флота.

Согласно плану учений Северного флота, 10 августа 2000 года, «Курск» вышел в море для выполнения учебно-боевого задания недалеко от Кольского залива. Необходимо было произвести пуск крылатой ракеты и учебную торпедную стрельбу по отряду боевых кораблей (ОБК). На борту лодки было 24 крылатые ракеты П-700 «Гранит» и 24 торпеды. Командовал кораблем капитан 1-го ранга Геннадий Лячин. Утром 12 августа крейсер условно атаковал крылатой ракетой «Гранит» эскадру во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» и флагманом флота атомным крейсером «Пётр Великий». Последние записи в журналах отмечены 11 часами 15 минутами.

В 11.28 гидроакустик на крейсере «Пётр Великий» зафиксировал хлопок, после чего корабль ощутимо тряхнуло. Командир «Петра Великого», капитан 1-го ранга Владимир Касатонов, выслушав доклад о хлопке, не придал ему значения. Командующий Северным флотом Вячеслав Попов, также находившийся на крейсере, поинтересовался, что произошло. В ответ услышал: «включилась антенна радиолокационной станции».

Наблюдатели в назначенное время торпедных атак не обнаружили. На командном пункте надводников всплытия атомохода не видели, доклада на УКВ по результатам выполнения учебно-боевого упражнения не получали. В 14.50 корабли и вертолёты из состава ОБК по приказанию КП флота осмотрели район возможного нахождения и всплытия АПРК «Курск». «Курск» не вышел на связь в установленное время — 17.30. О крушении «Курска» военному руководству стало известно вечером, когда в 23.00 командир подлодки повторно не вышел на связь. В 23.30 АПЛ «Курск» в соответствии с требованиями нормативных документов была объявлена «аварийной».

Утром следующего дня, 13 августа, на поиски пропавшей подлодки отправилась группа кораблей во главе с Вячеславом Поповым. В 04.51 «Курск» был обнаружен гидроакустической аппаратурой крейсера «Пётр Великий» лежащим на грунте на глубине 108 метров.

В операции по подъёму тел подводников и секретных документов затонувшего атомохода «Курск» участвовали шесть российских и шесть норвежских водолазов. Норвежские водолазы сделали технологические вырезы в лёгком и прочном корпусах в районе 8-го, 3-го и 4-го отсеков. Затем внутри «Курска» для подъёма тел погибших и секретных документов работали российские водолазы, прошедшие подготовку в составе 328-го экспедиционного аварийно-спасательного отряда ВМФ на аналогичной «Курску» К-266 «Орел».

В результате операции подъема лодки «Курск» были найдены и захоронены 115 тел погибших моряков-подводников. Тела трех моряков найти так и не удалось. Со дна Баренцева моря были эвакуированы потенциально опасный боезапас лодки и два ядерных реактора. Изучение лодки в плавучем доке дало возможность с высокой степенью точности восстановить последовательность трагических событий последних часов жизни лодки и её экипажа, а также установить причину катастрофы. В феврале 2003 года началась операция по выводу плавтехбазы «Имандра» с отработанным топливом из сухого эллинга завода «Нерпа».

К марту 2009 года от подводной лодки сохранился трёхотсечный блок с выгруженными реакторами и ограждение рубки, которое находилось в Мурманске, на ул. Промышленной.

Вокруг этой катастрофы витало такое количество правдоподобных, и не очень, версий случившегося, что многие граждане нашей страны так и не узнали правды. Основными версиями трагедии считались столкновение с другой подводной лодкой, взрыв ракеты в одном из отсеков и подрыв на мине, оставшейся со времен Великой Отечественной войны.

Официальной была признана версия о взрыве торпеды. Правительственная комиссия, которая проводила расследование, остановилась именно на этом варианте развития событий. 

В память о подводной лодке были установлены памятники в разных городах, а в Мурманске на смотровой площадке у храма Спаса на Водах 15 июня 2009 года был установлен фрагмент рубки АПЛ «Курск», а 26 июля состоялось открытие памятника, ставшего частью мемориала «Морякам, погибшим в мирное время».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

4