Меню
12+

Сайт газеты «Ирбейская правда». ЭЛ № ФС 77-68839 от 28.02.2017 г.

26.11.2019 09:54 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Арест боярыни Морозовой

В 1671 году 26 ноября по приказу царя Алексея Михайловича была арестована один из лидеров старообрядчества боярыня Феодосия Прокофьевна Морозова.

Верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. При царском дворце Феодосия занимала чин верховой боярыни, была приближённой царя Алексея Михайловича. По воспоминаниям современников «Дома прислуживало ей человек с триста. Крестьян было 8000; другов и сродников множество много; ездила она в дорогой карете, устроенной мозаикою и серебром, в шесть или двенадцать лошадей с гремячими цепями; за нею шло слуг, рабов и рабынь человек сто, оберегая её честь и здоровье».

Боярыня Морозова была противницей реформ патриарха Никона, тесно общалась с апологетом старообрядчества — протопопом Аввакумом. Феодосия Морозова занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих и юродивых. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. Однако Аввакум попрекал молодую вдову, что она недостаточно «смиряет» свою плоть и писал ей «Глупая, безумная, безобразная выколи глазища те свои челноком, что и Мастридия» (призывая по примеру преподобной Мастридии, чтобы избавиться от любовных соблазнов, выколоть себе глаза). Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Но поддержка ею старообрядчества, судя по письмам Аввакума, была недостаточной: «Милостыня от тебя истекает, яко от пучины морския малая капля, и то с оговором».

Нккоторые историки, исследуя письма Морозовой к Аввакуму, приходят к выводу, что в них нет рассуждений о вере и считает, что Феодосия «не мрачная фанатичка, а хозяйка и мать, занятая сыном и домашними делами».

Царь Алексей Михайлович, всецело поддерживающий церковные реформы, пытался повлиять на боярыню через её родственников и окружение, а также отбирая и возвращая поместья из её вотчины. От решительных действий царя удерживало высокое положение Морозовой и заступничество царицы Марии Ильиничны. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Но после тайного пострига в монахини под именем Феодоры, состоявшегося в конце декабря 1670 года, Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий.

Под предлогом болезни она 22 января (1 февраля) 1671 года отказалась от участия в свадьбе царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Отказ вызвал гнев царя, он направил к ней боярина Троекурова с уговорами принять церковную реформу, а позднее и князя Урусова, мужа её сестры. Морозова обоим ответила решительным отказом.

В 1653 году начались реформы русской церкви. Были проведены исправления в текстах богослужебных книг и в обрядах. В современном понимании они были незначительны, но эти нововведения всколыхнули русское общество. Борьба за старые обряды захватила самые разные круги – от высшего боярства до горожан и крестьян. Лидером старообрядцев того времени был протопоп Аввакум, а его самыми видными духовными дочерьми стали сестры боярыня Феодосия Морозова и княгиня Евдокия Урусова (в девичестве – Соковнины). Дом Морозовой стал центром старообрядческой жизни: сюда приходили и тайно жили гонимые правительством раскольники, отсюда рассылалось огромное количество писем, часть из которых писала сама боярыня.

Сам же царь Алексей Михайлович прекрасно понимал политическую суть церковных реформ. Именно с этого времени церковь становилась частью разветвленного государственного аппарата. Законы XVII века позволяли преследовать приверженцев старой веры как уголовных преступников. Положение боярыни Морозовой в свете и её богатство делали её упорство опасным для царя. Сначала власти терпели богатейшую вдову брата царского воспитателя Бориса Морозова, превратившую свой дом в центр старообрядчества и иногда посещавшую богослужение по новому обряду.

Но всё резко изменилось, когда боярыня приняла постриг и стала инокиней Феодорой. Теперь она не только уклонялась от официальных религиозных мероприятий, но даже отказалась присутствовать на царской свадьбе, сославшись на болезнь, где ей положено было "в первых стояти и титлу царскую говорити". Этот отказ царь воспринял как личное оскорбление. Морозову арестовали и через несколько дней повезли в Чудов монастырь на допрос "с пристрастием".

Именно этот момент изображен на знаменитом полотне Василия Сурикова. Правда, Морозова там запечатлена в ошибочной позе: из-за господства строгого этикета боярыне не позволялось обращаться к народу с поднятой рукой в двуперстном сложении, она могла лишь молча звенеть цепями. Арестована была и сестра Морозовой княгиня Урусова.

Все попытки заставить сестер и их приближенных принять церковные реформы и перекреститься тремя перстами были отвергнуты. Узницы отказались исповедаться и причаститься из рук самого патриарха Питирима. Он настаивал на сожжении раскольниц, но бояре не давали согласия на казнь знатных узниц. Тогда было решено их «истязать». Пытки проходили зимой. Женщин поднимали на дыбу, а затем бросали обнаженными спинами на лед. Не помогло и это. Морозова была заключена в тюрьму Новодевичьего монастыря, и вся знатная Москва потянулась туда в каретах, чтобы видеть «крепкое терпение» боярыни. Даже в царской семье не было единомыслия, Алексей Михайлович постоянно выслушивал укоры от своей старшей сестры. Поэтому было решено убрать непокорных подальше от столицы, и сестры были сосланы в местечко Боровск, что в восьмидесяти километрах к юго-западу от Москвы. Здесь их и уморили голодом, заточив в земляной тюрьме.

С тех пор старообрядческой церковью и среди богородичных христиан боярыня Морозова почитается святой.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

10