Меню
12+

Официальный сайт газеты «Ирбейская правда». Свидетельство ЭЛ № ФС 77-68839 от 28.02.2017 г. выдано Роскомнадзором

18.08.2020 14:17 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Выдолбишь осину – получишь лодку

Автор: Виктор ОБЕРМАН 

Очень понравилась статья в «Ирбейской правде» об изготовлении деревянной лодки («Судостроитель по заветам предков», номер от 17 мая 2019) – напрочь забываемое ремесло наших предков. Предлагаю рассказ старожила Степановки, кавалера трех трудовых орденов Ивана Федосовича Ивкина, моего доброго соседа, о строительстве плавсредства из цельного дерева.

Схема изготовления долблёнки.

«Расскажу, как я делал деревянные лодки. Для этой цели весной из осинового бревна длиной пять метров и диаметром 45-50 см делали заготовку, по определенной форме заостряли нос и корму. Предварительно дерево шкурили, подравнивали и строгали рубанком, чтобы получилось ровной круглой формы. Затем по окружности ствола высверливали отверстия специальным сверлом (его называли «перо») диаметром 8-10 мм на расстоянии 7 см друг от друга. Ряды отверстий располагались на расстоянии 60-70 см. Далее в отверстия забивали так называемые «сторожки» длиною в 2-2,5 см, то есть, на толщину будущего днища лодки. «Сторожки» изготавливали из коры тополя – влагоустойчивого дерева, чтобы при намокании его не распирало.

Затем с помощью тесла выдалбливали внутреннюю часть ствола. При этом «сторожки» служили ограничителями толщины. На днище они выделялись другим цветом. Кроме того, на днище по центру необходимо было оставить три «гребня» – выступа для будущих укосин, которые изготавливались из изогнутых стволов берез, их подбирали в лесу и обрабатывали нужной толщины. В «гребне» высверливали два-три отверстия, чтобы впоследствии привязать с помощью проволоки к ним укосины. Процесс был длительный.

Следующим этапом было подогревание корпуса на медленном огне, чтобы борта «раскрылись» в стороны. Для этого лодку поднимали на специальные «козлы» на высоту 70-80 см. В корпус заливали воду. Под днищем разводили во всю длину костер. В течение всего процесса днище охлаждали намоченным пихтовым веником для предотвращения возгорания и для распаривания лодки. Через некоторое время борта под воздействием тепла и тяжести воды расширялись, и корпус принимал форму лодки. Чтобы зафиксировать борта, между ними ставились временные дуговые распорки из черемухи. Выпрямляясь, они слегка расширяли борта.

Следующий шаг – удаление воды из корпуса. Затем закреплялись укосины – сначала их привязывали по центру к «гребню». По бортам лодки закреплялись еловые набоины («набои»), ель использовалась потому, что она тоже влагоустойчивая и прочная. Сначала закреплялись с помощью гвоздей укосины, а затем весь борт прошивался небольшими гвоздями (80 мм) на расстоянии 8-10 см. Набоины предварительно строгали, чтобы за всякие шероховатости не цеплялись в будущем сеть или невод. Смоченные набоины стягивались на корме и носу веревками поближе к бортам. Гвозди забивались с внутренней стороны, а снаружи концы гвоздей прятались «заподлицо».

В носу лодки вставлялся стержень для цепи. Иногда он был деревянный с выступающими наружу концами, которые служили ручками для вытягивания лодки на берег. Вырубался подходящий шест из ели или талины, насаживался металлический наконечник. Все, можно проводить испытания. Поначалу плавали без моторов. А уже в 60-х годах стали приобретать лодочные моторы. Под них изготавливали лодки из железных, цинковых или алюминиевых листов. Укосины стали делать из металлических труб. За свою жизнь я изготовил с десяток лодок».

Я попробовал изобразить этапы изготовления деревянной лодки. Быть может, какой-либо умелец попробует восстановить забытое ремесло.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

9