Меню
12+

Официальный сайт газеты «Ирбейская правда». Свидетельство ЭЛ № ФС 77-68839 от 28.02.2017 г. выдано Роскомнадзором

15.10.2020 16:48 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Монастырская нива Красноярья

Делегация журналистов заходит на территорию Успенского мужского монастыря. Слева от входа — храм иконы "Всецарица".

Автор: Сергей СЕЛИГЕЕВ

Новый взгляд на столицу края и его окрестности

 Красноярск мы привыкли рассматривать просто как крупный город, оплот цивилизации и столицу края. Не возникает навскидку туристического трепета. Но это если не вникать в его историю и достопримечательности. Зато когда в рамках медиафестиваля «Спас на Енисее» прошли экскурсии, даже коренные красноярцы остались под огромным впечатлением, по-новому взглянув на родные места. Маршрут, по которому проехал наш корреспондент, проходил через три монастыря. У каждого судьба сложилась по-разному. Но во всех случаях речь шла о возрождении православной веры, даже если сам монастырь уже исчез.

Вид с территории Успенского монастыря. Тропа на гору Академгородка так и называетя — Монастырская.

Поклонный крест со списком погибших монахов в Успенском монастыре.

Расцвет и упадок

Напомним, в прошлом году фестиваль «Спас на Енисее» проходил в Енисейске, который тогда праздновал свое 400-летие. Старейший город края, признанная туристическая Мекка, где центр представляет собой, можно сказать, один большой памятник архитектуры. И в окрестностях множество достопримечательностей. Чего стоит хоть Монастырское озеро! Нынче первоначально мероприятие тоже планировали провести в Енисейске, но из-за коронавируса перенесли его в Красноярск.

Официальная часть прошла на территории Успенского мужского монастыря. На следующий день он стал первым объектом экскурсии. Вообще-то раньше я с монастырем был знаком, хоть и не близко. В студенчестве жил в Академгородке, любил выходить на высокий, метров под 60, обрывистый берег Енисея. Далеко внизу виднелся жилой массив. И посреди него выделялись бело-голубые здания обители с куполами на храмах и часовнях. Впервые побывал там не так давно, когда шли конкурсные выступления лучших звонарей со всей страны. Колокольный звон вообще имеет особенность проникать в самые глубины души. А когда звонят настоящие виртуозы своего дела, выводя замысловатые мелодии, – это просто завораживает.

Разные времена переживал монастырь за свою долгую историю. Благословение на создание мужской обители дал владыка Антоний в 1873 году. В мае 1879 монастырь был освящен. Этому предшествовала большая работа – проложили дорогу, построили кельи для монахов и храм Успения, который, правда, до наших дней не сохранился, на его месте сейчас колокольня. К 1886 году обитель располагала большим хозяйством. 20 голов скота, обильные пашенные земли, различные мастерские. Пекли свой хлеб, шили ризы, ловили рыбу. Были ледники для хранения скоропортящихся продуктов. Монастыри тогда вообще имели большое значение в освоении Сибири. Как религиозное, что выражалось в укреплении веры среди местных свободолюбивых людей, так и хозяйственно-экономическое.

Процветанию помешало сильное наводнение 1888 года. Монахи даже в город выбраться не могли – размыло дорогу. Но рядом располагался поселок Удачный, где в основном были дачи горожан – отсюда и название. Дачники собрали совет и собрали 10 тысяч рублей (большие деньги по тем временам) на восстановление причиненных стихией разрушений. Впрочем, подобные бедствия монахов не особо пугали. Сами заготовили на постройку дороги тысячу бревен, наладили. Куда сильнее ударило установление советской власти. Обитель закрыли, монахов выселили, тех, кто не захотел уходить, – расстреляли (в память о них на территории сейчас стоит поклонный крест с именами погибших). Разные учреждения располагались потом в бывшем монастыре – детский приют, школа-коммуна, тифозный госпиталь. После войны – санаторий.

141 год назад был открыт Успенский монастырь.

Правда, несколько советских десятилетий он не являлся монастырем.

Лыка не вяжем?

В Успенском монастыре действует одноименный культурно-исторический центр с кинозалом, библиотекой для мирских мероприятий. Проводятся занятия в кружках по рукоделию. Журналистам на фестивале дали мастер класс по вязанию лыка – давно забытое ремесло, память о котором то и дело всплывает разве что в иносказательной поговорке. Научили делать из этого замечательного материала куклы-постригушки, которые сами танцуют, если поставить их на стол и постучать по нему. Еще была выставка поделок со всего края. Мастеровитые люди живут в регионе, такую красоту делают! Отметился там и Ирбейский район – авторской куклой «Солдат» от нашей Натальи Пантелеевой.

Авторская кукла Солдат Натальи Пантелеевой.

Журналисты мастерят куклы-постригушки.

И вот результат.

Воскрешенная обитель

Аллея молодых дубков в Успенском мужском монастыре.

Башмачок Спиридона Трифунтинского.

В 90-х годах монастырь возродился, началось его восстановление. Немало поступило пожертвований на благое дело. Вкладывались как простые граждане – на их средства построены две деревянные часовни, – так и организации, предприятия. Например, компания «Сибиряк» выделила 120 миллионов рублей на возведение каменного храма в честь иконы «Всецарица», который начали строить в 2011 году и освятили в 2015. Кстати, спроектировал строение еще в 1916 году Леонид Чернышёв, тот самый, по чьим чертежам был создан краеведческий музей в Красноярске. Его монастырский проект тоже не остался в забвении, почти через 100 лет нашел свое воплощение.

Вот он, монументальный храм. Вошли внутрь. Экскурсовод посоветовала обернуться и обратить внимание на фреску за спиной. Она дает наиболее полное представление о житии краснорских святых – Василия Мангазейского, Данилы Ачинского и, конечно, святого Луки, в миру – доктора Войно-Ясенецкого. Того самого, в честь которого назван поезд здоровья, хорошо известный жителям нашего района. А слева от алтаря главная реликвия храма – башмачок Спиридона Тримифунтского. Мощи этого чудотворца хранятся на острове Корфу. Но считается, что он ходит по миру и делает добрые дела, помогает христианам. Его башмаки рядом с мощами необъяснимым образом стаптываются, их ежегодно меняют на новые, а старые отправляют в храмы по всему миру.

Сейчас Успенский монастырь является не только духовным, но и культурно-историческим центром. Хранит память столетий. В храме Успения для домовых молитв братии большой интерес вызвали архивные фотографии о жизни обители в былые времена. А вот недавно высаженная аллея молодых дубков. Это тоже в память о былом. В позапрошлом веке на строительство монастыря приехал из Украины монах Зосима. Привез с собой саженцы. Три из них стали большими деревьями, они растут в глубине территории, им почти полторы сотни лет. Глядишь, и новые дубки поднимутся вслед за старшими братьями.

В монастыре запланированы и другие обновления. Хотят сделать пристань для речного трамвайчика. Всего по городу должно появиться восемь таких пристаней, для одной из них в монастыре самое место. Хочется надеяться, что проект будет осуществлен. Также в планах создание в монастыре паломнического центра. Чтобы получилась Сибирская лавра, и люди могли бы сюда приехать на несколько дней, как в ту же Троице-Сергиеву лавру. А около двух десятков монахов здесь просто живут в молитвах и трудах. Кстати, у них работает пекарня, и можно купить вкусный хлебушек. Мы купили, оценили, вкушая по дороге в Благовещенский женский монастырь.

Политика святого Луки

Святой Лука исцеляет недужных. Фреска в храме иконы "Всецарица".

История бывает противоречивой, о многих событиях трудно судить однозначно. Интересный эпизод встречается в автобиографической книге святого Луки, в миру – профессора Валентина Войно-Ясенецкого, «Я полюбил страдание…». Автор неоднократно попадал в тюрьму и ссылку. Однажды чекист допрашивал его о политических взглядах и отношении к советской власти. Цитата: «Услышав, что я всегда был демократом, он (чекист) поставил вопрос ребром: так кто же вы – друг наш или враг наш? Я ответил: «И друг ваш и враг ваш, если бы я не был христианином, то, вероятно, стал бы коммунистом. Но вы воздвигли гонение на христианство, и потому, конечно, я не друг ваш». Но в первую очередь, он был священником и гениальным врачом, лечил людей, за медицинский трактат «Очерки гнойной хирургии» получил Сталинскую премию первой степени.

Рождение легенды

В Благовещенский храм.

Сергей Селигеев: "Сейчас с колокольни Благовещенского храма открывается прекрасный вид на Красноярск. А в годы Гражданской войны здесь стоял пулемет".

Благовещенский монастырь на пересечении улиц Ленина и 9 Января был открыт всего четверть века назад. Первоначально это был храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Прошение о его строительстве было подано в 1795 году. Работы начались только в 1804 и продолжались, по разным источникам, до двух десятков лет. Если не считать того, что еще в 1859 году построили южный придел. Святых Зосимы и Савватия. У храма был большой приход – почти 1400 человек. Причем не только православные христиане, но и представители других конфессий.

И снова трагедия советского времени, как вышло тогда едва ли не со всеми духовными учреждениями. Красноармейцы здесь убили священника. А колокольню – одно из самых высоких зданий в Красноярске тех лет – приспособили для нужд Гражданской войны. Когда пришли белогвардейцы, здесь остался красный арьергард. Все его бойцы, прикрывавшие отход своих войск, погибли, их расстреляли во дворе храме. Противоречивая история. В советское время здесь организовали склад пушнины. А где хранятся меха, да без должного контроля, как вышло к 90-м годам, – непременно заведутся моль и грызуны. Все это стало большой проблемой для монахинь, которые взялись прибирать территорию храма для будущего монастыря.

Если к тучам насекомых женщины относились достаточно спокойно, то соседство со стаями крыс потребовало большой силы воли. Условия были тяжелые, а если точнее, то, как выразилась сестра Афанасия, вообще никаких условий. Жили в гараже, туалет на улице… Тем не менее монахини работали с радостью. Активно помогали им неравнодушные красноярцы, меценаты выделяли средства. Особенно весомую поддержку оказал завод «Красмаш», когда им руководил ныне покойный Виктор Гупалов. Колокола отлили, придумали, как их установить. Это серьезная задача, учитывая, что самый большой колокол весит полторы тонны. В мае 1995 года Благовещенский женский монастырь был открыт. Его обустройство продолжилось, появились три келейных корпуса, в которых живут порядка 20 монахинь. И какое к сегодняшнему дню великолепие в храме!

Князь-заступник

Придел Александра Невского.

В приделе Александра Невского на третьем этаже Благовещенского храма службы сейчас проводятся дважды в год. На престольные праздники – в день просияния святого князя и в день перенесения его мощей в Александровскую лавру в Санкт-Петербург. Однако когда губернатором Красноярского края был Александр Лебедь, придел использовался гораздо чаще. Здесь благославляли красноярских парней, которые шли служить в «горячих точках». Ведь тогда, как мы помним, на Северном Кавказе было очень неспокойно. И известен случай, когда группа бойцов после такого благословения вернулась домой в полном составе, никто не погиб.

Движение вверх

В нижнем приделе, Благовещенском, фотографировать журналистам категорически запретили. В своем праве, но немного жаль – красиво! Даже не верится, что когда-то отсюда вывезли 17 КамАЗов мусора. На втором этаже – придел Иоанна Богослова, который не оставил поучений, но всю жизнь твердил: «Любите друг друга!». Очень актуально. Здесь тоже красота, и не меньше трудов ушло на восстановление. Иконостас в 14 метров высотой красноярские мастера воссоздавали по старым фотографиям. Купола не было, немало усилий ушло, чтобы сделать его в первозданном виде. Справились, на службах сейчас отличная акустика. Правда, коронавирус и сюда вмешался, кругом надписи, что целование икон не благославляется.

Первоначально в Благовещенском храме планировалось два придела, но после победы в Отечественной войне 1812 года решили сделать третий – Александра Невского. После советского периода его тоже восстановили. Главная реликвия – икона святого князя, которую специально для этого придела подарил император Александр I. Оригинал утерян, но и «новодел» солидного возраста, датирован 1886 годом. Икона долго хранилась в запасниках, потом – в Покровском соборе Красноярска. Пока ее не перенесли торжественным крестным ходом в сопровождении казаков на исконное место – в Благовещенский храм, придел Александра Невского.

По крутой узенькой лестнице поднимаемся на колокольню. Повезло нам, гид Наталья говорит, что работает экскурсоводом уже три года, а здесь до того была всего один раз. Когда-то в этом месте стоял пулемет красноармейцев. Сейчас просто открывается прекрасный вид на город, и, слава Богу, не надо ни в кого стрелять. И еще нас встречает виртуозный колокольный звон. В прошлом году в Спасо-Преображенском мужском монастыре в Енисейске журналистам давали мастер-класс по колокольному звону. Мало у кого хоть что-то получалось с первого раза. Здесь звонарь сидит в расслабленной позе и будто бы небрежно бьет руками по идущим от колоколов веревкам. Результат отзывается песней в душах слушателей. Мужчина, назвавшийся рабом Божьим Тимофеем, учился этому искусству 15 лет. Что сподвигло? Каждый приходит к Богу по-своему, и, как правило, через несчастье. Чтобы в молитвах и служении обрести душевный покой.

По словам сестры Афанасии, Тимофей принимал деятельное участие в восстановлении храма да так и остался служить. Учился обращаться с колоколами у Юрия Жемчугова, профессионального барабанщика в прошлом. Он оставил эстраду и пришел в храм. Какой был звонарь! Вместе с Тимофеем они не раз участвовали в конкурсах – в Новосибирске, в том же Успенском монастыре…

Кстати, о взаимоотношениях монастырей. В Успенском сейчас нет своего огорода. А в Благовещенском – есть. И монахини порой помогают братьям соленьями-вареньями. Все живут по законам Божьим.

В Благовещенском храме есть колокола для пробного звона. Демонстрирует монахиня Афанасия.

Звонарь Тимофей — виртуоз своего дела.

Из придела Иоанна Богослова — вверх, к Александру Невскому и на колокольню.

В Успенском мужском монастыре сейчас нет огорода.

В Благовещенском женском – есть. Монахини угощают братьев соленьями-вареньями.

Забвению не подлежат

Старая церковь иконы Божией Матери Знамение.

Завершающим этапом экскурсии стало посещение поселка Памяти 13 борцов, который до революции назывался Знаменским. Вообще-то (запятая не нужна) осматривали здесь развалины стекольного завода, это тема отдельного разговора, притом очень интересная, непременно расскажем в следующем номере газеты. Но причем здесь православие? Именно основатель стеклозавода Иван Коновалов построил здесь Знаменский храм в 1833 году. А неподалеку от него в 1881 году начали строить Знаменский женский монастырь, Синод утвердил его в 1888. Большая получилась обитель, самая многолюдная в Енисейской епархии. Через семь лет после открытия, в 1895 году, здесь были уже игуменья и 92 насельницы. Свой свечной завод, двухклассная школа для девочек. Много удобной (то есть пахотной) и неудобной земли, недвижимость, денежный капитал в 24 тысячи рублей (огромная сумма, корова тогда стоила всего пять рублей). Кузница, швейная и башмачная мастерские. Обычно в мастерских трудились наемные работники, но тут были и сестры-башмачницы.

К 1910 году было уже 153 монахини. Появилось пять новых корпусов. В том числе рукодельная и ткацкая мастерские, больница на 20 мест. Имелись собственная заимка и пасека. Капитал с 24 тысяч увеличился до 38 тысяч рублей. Знаменский монастырь участвовал в миссионерской деятельности в Китае, направляя туда своих монахинь. В годы Первой мировой войны помогал фронту. Многие монахини работали в красноярских госпиталях. Насельницы шили рукавички для солдат, организовали ясли, куда принимали детей от двух лет, у которых отец на войне, а мама – в трудах. В школе для девочек учениц снабжали одеждой.

Даже советская власть не сразу закрыла монастырь. Здесь организовали артель «Общий труд». Монастырские устои фактически сохраняли, продлили жизнь уникальному сообществу. Хотя и ненадолго, в 1925 году артель распустили, в 30-е годы разрушили и здания. От монастыря сегодня не осталось и следа. Но сохранилась память. И в поселке сейчас новая Знаменская церковь, хоть и в стороне от тех мест, где была обитель.

По-разному сложились судьбы монастырей, но в конечном итоге речь всегда идет о возрождении веры. Экскурсия позволила по-новому взглянуть на столицу края и ее окрестности. А заодно побудила присмотреться к собственному району. Наши храмы, часовни… Ведь тоже есть о чем рассказать!

Обыкновенное чудо

После посещения монастырей остается особое чувство одухотворения. Однажды я побывал на экскурсии в Вознесенской женской обители в селе Кочергино Курагинского района. Монахини напоили замечательным чаем с выпечкой собственного приготовления. А когда вышел к автобусу и обернулся – обомлел. Крест на одном из куполов монастырского храма горел золотым сиянием. Умом я понимал, что это простая физика – отраженный от металла солнечный свет. Но душа при этом пела.

В Успенском монастыре можно поиграть с кошкой - она себя чувствует вольготно.
Вид с колокольни Благовещенского храма на улицу Ленина.
И здесь угроза коронавируса.
Таким была территория Успенского монастыря. Одна из архивных фотографий в храме Успения.
Ударишь по столу - они танцуют.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

3