Меню
12+

Официальный сайт газеты «Ирбейская правда». Свидетельство ЭЛ № ФС 77-68839 от 28.02.2017 г. выдано Роскомнадзором

15.10.2020 17:46 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Две часовни одной святой

Часовни в Красноярске (справа) и близ Ирбея, обе – Параскевы Пятницы.

Автор: Сергей СЕЛИГЕЕВ

Ирбей и Красноярск объединяет Параскева

Мы уже не раз рассказывали об экскурсии по Красноярску и его окрестностям в рамках медиафестиваля «Спас на Енисее». Программа включала в себя посещение монастырей в столице края и бывшего стеклозавода в поселке Памяти 13 борцов. Красноярская часовня Параскевы Пятницы в наш маршрут не входила. Но не расспросить о ней нашего гида я не мог. Ведь и у нас в районе есть часовня этой великомученицы. Между двумя святынями много общего.

Вид Красноярска с Караульной горы.

И Ирбея из микрорайона "Горка". Есть сходство, не правда ли?

Сестры – как родные

К обеим часовням лично у меня особое отношение. Когда поехал в Красноярск получать высшее образование 20 лет назад, православное святилище на Караульной горе стало первой достопримечательностью, с которой лично познакомился. Причем не только первой, но, пожалуй, и главной для меня – часовня всегда привлекала больше, чем даже знаменитые Столбы. Ничуть не удивился, что ее изображение поместили на 10-рублевую купюру. Без часовни Красноярска и представить нельзя – символ города.

А какие виды открываются с Караульной горы! У меня они вызывали прямо родственное чувство после первого же посещения. Далеко внизу, в пойме Енисея простирается основная часть Красноярска. Дома убегают вдаль, и на горизонте – снова горы, лесистая громада Торгашинского хребта. Все это очень напоминало мне родные места, с раннего детства видел схожие картины. Вырос в поселке Изумрудном, любил бывать на косогоре. И на взгляд оттуда – внизу, в пойме Кана расположился Ирбей, а дальше заросшая лесом возвышенность, тянется на много километров, плавно переходя в Кияшку. Кстати, если смотреть с холма, где микрорайон «Горка», сходство с красноярским пейзажем более явное. Хотя в целом все равно оно достаточно условно. Но у меня по сей день неизменно вызывает трепет в душе.

В начале нулевых годов нашей часовни Параскевы Пятницы неподалеку от Изумрудного еще не было в помине. Но само место издавна называли Святым колодцем, даже в советские времена. Стоял желтый бетонный кругляш, огораживающий бьющие из-под земли родники. На дне всегда виднелись монеты – проходящие люди часто останавливались испить вкусной холодной воды и благодарили источник, бросая завалявшуюся в карманах мелочь. А по церковным праздникам, особенно на Крещение, колодец становился настоящим центром паломничества. Со всех окрестностей шел сюда народ за святой водой. И кому какое дело, что в те годы никто эту воду предварительно не освящал, крест не макал? Люди слышали, что когда-то давно здесь вроде стояла церковь – этого было достаточно. В 2005 году житель Ирбея Юрий Кощеев решил возродить святыню. Впоследствии она, как и ее красноярская сестра, тоже стала достопримечательностью, одной из главных в Ирбейском районе. И сразу возник интерес к ее истории, которая тесно переплелась с легендами. Так сходу и не скажешь, какая из сестер исконно старшая.

Под сенью легенд

Новый поклонный крест на Караульной горе.

История красноярской часовни известна гораздо лучше, чем ирбейской. Гид Наталья Дурбанова провела отличный экскурс. Гора стала Караульной, потому что использовали ее во вполне практических военных целях – для защиты острога, называемого тогда Качинским. В XVII веке местные племена часто беспокоили набегами новое поселение

казаков (в книжке Кирилла Богдановича «Ставление города у Красного яра» об этом очень интересно написано). Чтобы вовремя заметить опасность, была разработали систему сигнальных огней. Вот одна такая огненная (а заодно и огневая) точка и располагалась на Караульной горе, здесь же стояла пушка. В начале XVIII века к России присоединили Хакасию, красноярская территория перестала быть пограничной, нужда в укреплениях и боевых караулах отпала. На горе установили поклонный крест в честь погибших в былые годы защитников острога.

А в 1805 году купец Новиков заменил обветшавший деревянный крест на железный и поставил первую деревянную часовню. Он возил соль по Енисею. По легенде, его баржа попала в водоворот. Купец взмолился и пообещал: «Если спасен буду, поставлю часовню на самом высоком месте Красноярска!» Что и выполнил. Через 50 лет, в 1855-м, вместо деревянного строения появилось каменное. В этом заслуга тогдашнего городского головы, заодно успешного купца и мецената Петра Кузнецова. Часовню посвятили Параскеве Пятнице. По преданию, в день когда ставили первый поклонный крест, была чудесным образом обретена икона этой святой великомученицы. Есть и другая версия – часовню назвали в честь девушки-казачки Параскевы, которая собирала ягоды на склоне Караульной горы. Увидела идущих в очередной набег кочевников, подняла шум, за что погибла тяжелой смертью, но спасла город. Впрочем, вполне можно взять за основу и обе легенды, одна другой ничуть не мешает.

Что касается ирбейской часовни, то о ней исторических данных найти не удалось почти совсем. Только легенда. Говорят, в середине XIX века в Ирбее и окрестных деревнях вспыхнула эпидемия сибирской язвы. Гибли животные, гибли люди. И однажды деревенскому пареньку-пастуху привиделся сон. Якобы пришла к нему святая Параскева Пятница, взяла за руку и повела куда-то. А потом, остановившись, сказала: «Видишь источник? Искупайте в нем животных и умойтесь сами – болезнь как рукой снимет». Пастух сделал все, что она велела, и болезнь отступила. У источника поставили часовню.

Надо сказать, сибирская язва вполне могла быть, на близлежащем холме располагался старый скотомогильник. По времени действия – в книге очерков по истории нашего района «Из святого колодца памяти» постройка часовни в селе Ирбейском датируется 1790 годом. О том самом объекте или другом идет речь – неизвестно. Но в любом случае весомый возраст святыни не подвергается сомнению. Когда раскапывали источник, чтобы оборудовать новый колодец, там нашли старый колодезный сруб. Еще бутылку дореволюционного происхождения с выгравированным двуглавым орлом и надписью «Калинкинъ» (кстати, кто знает, может, эту бутылку сделали на Знаменском стеклозаводе, о котором мы писали ранее). Среди монет попалась уникальная – 1825 года.

В советское время, очевидно, часовню разрушили, источник забросили. Возможно, и осквернили – при раскопках кроме указанных предметов обнаружили конский череп. Новую жизнь часовне и святому источнику дал, как уже говорилось, житель Ирбея Юрий Кощеев. Пожилой к тому времени был человек, и здоровье пошаливало. Однако взялся за труднейшее дело и сделал его своими руками. Хотя сам говорил, что это народная заслуга. Сразу нашлись добровольные помощники. Кто деньгами помогал, кто – пиломатериалом, кто – работой. И вот уже 15 лет вновь стоит часовня Параскевы Пятницы у подножия горы, оборудован колодец, кабинка для обливаний святой студеной водой. Выльешь на себя три ведра – ох, и бодрит!

И снова Пятница!

В селе Барабаново в 60 километрах от столицы края есть деревянный храм 1850-х годов постройки. Как и часовни в Красноярске и под Ирбеем – Параскевы Пятницы. По легенде, строительству предшествовала чудесная история: возвращаясь со службы, некий солдат выловил в Енисее дощечку, на которой, после того как ее потерли песком, проступил лик святой Параскевы. Когда сельчане понесли икону на гору, чтобы получше рассмотреть, она засветилась яркими красками. Именно на этом месте барабановцы и жители окрестных деревень решили построить церковь. Храм в Барабаново тоже входил в программу экскурсий медиафестиваля, только не на том маршруте, где был наш корреспондент. Тоже интересная достопримечательность, с которой стоит ознакомиться.

Являет благодать

В Красноярске часовню не разрушали. В 1972 году даже отреставрировали. В 2001 рядом с ней на Караульной установили гаубицу – в память о стоявшей здесь в лихие времена

набегов пушке. И возродили давнюю традицию оповещать о каждом наступлении полудня холостым выстрелом ровно в 12 часов. Заодно кадеты тренировались в артиллерийском деле – удобно и практично. Правда, несколько месяцев назад орудие увезли на ремонт и пока не вернули. Зато как прекрасно благоустроен сейчас Покровский парк! Гулять там – одно удовольствие. Сама часовня радует и снаружи, и внутри. Поклонный крест теперь из мрамора. Со смотровой площадки на город можно взглянуть не только невооруженным глазом, но и в биноскоп с крупным увеличением.

У ирбейской часовни окружение не такое радужное. В конце нулевых годов Изумрудновский сельсовет выиграл грант на благоустройство источника. Но теперь подсыпанная дорога сильно разбита. Проложенный от переезда тротуар весь переломан. Выстроили было подсобное помещение, но не нашлось, кому там жить и присматривать за территорией. Тем более, ни электричества, ни удобств. Разобрали, пиломатериал передали Свято-Никольскому храму. Но вот сам источник с часовней в достойном состоянии, за этим следят сельсовет и неравнодушные граждане. Вокруг насадили сосен, и не все прихотливые деревца погибли. Даст Бог, будет замечательная роща.

А еще обеим святыням паломники приписывают чудодейственную силу. Святая Параскева дарует благодать. Она считается покровительницей скота и полей. Не зря по легенде вода ее источника исцелила животных. Но и людей тоже. Оздоровительные обливания на колодце популярны в районе, и даже из-за его пределов приезжают на процедуры. Многие отваживаются зимой вставать под трехведерный водопад, и никто не заболел. Напротив, есть свидетельства, что недуги отступают. В Красноярске Параскеву больше чтут как хранительницу домашнего очага. И супружеских отношений. Кто не в браке, но хочет этого – молятся ей. На ограждении смотровой площадки у часовни много свадебных замочков. Наталья Дурбанова поделилась личной историей – в этом году она вышла замуж. Жених сделал предложение в 11 часов вечера. Часовня закрывается в полночь – самое поздноработающее религиозное учреждение города. Помчались туда, успели показать Параскеве колечко и поблагодарить за обретенное счастье.

Кстати, в Красноярске есть и источник Параскевы. Он не у часовни – внизу, под горой. Кому интересно, там рядом адрес Диксона, 27. А я как-нибудь обязательно попробую облиться тамошней водой, как на нашем источнике. Говорю же – особое отношение к обеим святыням.

Ирбейская часовня с колодцем и кабинкой для обливаний.

Источник Параскевы Пятницы в Красноярске.

Замечательный Покровский парк оборудовали на Караульной горе у часовни. Гулять здесь — одно удовольствие!

Привычные, но необычные

В Красноярске много привычных и, вроде, обычных мест, которые поражают глубинной историей. Пересечение улиц Вейнбаума и Лебедевой. Здесь история любви времен Гражданской войны. Григорий Вейнбаум был ссыльным. Приехал в Минусинск, встретил гимназистку Аду Лебедеву. Поженились, вместе вели революционную деятельность. Счастье длилось недолго, в 1919 их расстреляли белогвардейцы, но их улицы – вместе. Большие часы на Театральной площади отмечают каждый час и получас музыкальными сигналами. Первый губернатор Енисейской губернии Александр Степанов был талантливым литератором, его Пушкин высоко оценил, сам император читал. Так вот, часы играют первую строчку романса Александра Петровича «Я иду под парусами».

Благовещенский храм - вид с Караульной горы.
В Покровском парке установлены таблички, где можно ознакомиться с историей часовни.
Виды Покровского парка.
Здесь обычно стоит гаубица, стреляет каждый день в 12 часов. Уже несколько месяцев ее нет.
Наберем святой водички!
Со смотровой площадки у часовни на Караульной горе Красноярск можно осмотреть в биноскоп с крупным увеличением.

Вера для чуда

Больше 10 лет назад корреспондент «Ирбейской правды» из интереса навел объектив фотоаппарата на солнце и сделал снимок. Результат поразил – отчетливо просматривался образ ангела со сложенными крыльями. В газету тогда кадр не попал, да черно-белая печать того времени и не смогла бы передать всю яркость образа. Но слухи о фотографии быстро разнесли по Ирбею. Сразу, независимо от автора, родилась легенда, что снимок был сделан на святом источнике Параскевы Пятницы. Где же еще? Как можно после такого не верить? Однако в действительности дело было на железной дороге, хорошо виден провод линии электропередач. Недалеко от часовни, около километра, но все же не рядом. Впрочем, святыня от этого ничего не теряет. Как говорится, должна быть вера для чуда, а не чудо для веры. Хотя такой вопрос – личное дело каждого, вмешиваться сюда не собираемся. Но очевидно, что святой источник не нуждается в подобных чудесах для подтверждения своей значимости. Он самодостаточен – во всех смыслах. И в религиозном – как православная святыня, и в светском – как интересная достопримечательность.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

19