Меню
12+

Сайт газеты «Ирбейская правда». ЭЛ № ФС 77-68839 от 28.02.2017 г.

14.05.2019 08:57 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Я вам пишу

Раздел писем. Сегодня о самолетах...

Ностальгия по самолетам

Виктор ОБЕРМАН,

п. Степановка

Фотография самолета АН-2 в номере «Ирбейской правды» от 3 мая вызвала у меня самую настоящую ностальгию о тех временах, когда в районе достойно работала «малая авиация»…

Зимой 1962 года в Степановскую восьмилетнюю школу явилась группа лиц во главе с начальником Степановского лесопункта Шрейнера Александра Карловича. Остальные были представителями Аэрофлота (из Канска). Завуч школы Петухов И.И. представил меня гостям. Каково же было мое удивление, когда мне поручили выполнить чертеж Степановского аэродрома (взлетно-посадочной площадки). Чертеж я, семиклассник, выполнил в срок и доброкачественно. Помню, как тщательно вырисовывал стрелки, указывающие направления «север» — «юг». Грамотно оформил в нижнем правом углу табличку: чертил – Оберман, проверил – Петухов (он же был учителем черчения), масштаб и др. Сообщил об этом друзьям, все с радостью восприняли открытие в поселке аэродрома.

Поскольку не было автобусного маршрута, летать самолетом стало для нас обычным делом. Площадка располагалась в трех километрах от Степановки, ее в народе до сих ласково называют «аэродром». Авиасообщение действовало с 1963 по 1968 гг., а потом наладилось автобусное движение. Время полета до с. Талого составляло 10 минут, стоимость билета – один рубль. До Ирбея – 20 минут, цена – два рубля. До Канска полет обходился в четыре рубля. Добавлю, что из Талого можно было летать и до Красноярска. А из Ирбея – до Тумаково, Успенки, Агула. В годы обучения в Тальской средней школе приходилось летать до Степановки – очень удобно. Диспетчером работал Коврижных Н.Т., живший в Козаевке. Кстати, в Степановке на лице Партизанской одно место также называется «аэродром». Сюда в годы войны прилетало лагерное начальство из Канска.

Особой благодарности заслуживал начальник Ирбейского аэропорта Максим Гутарев, легендарный летчик, орденоносец Великой Отечественной войны. Могу засвидетельствовать, что 15 августа 1966 года он заочно познакомил меня с учительницей Раисой Бондаревой, ставшей спутницей моей жизни. Она с подругами летела в Степановку на работу.

Обучаясь в пединституте, приходилось также добираться до Красноярска на самолетах, но уже новых типов – ЯК-40, Л-410. Некоторые наши выпускники под воздействием малой авиации, связали свою жизнь с небом – поступили в летные училища.

Мне кажется, что на этом самолете (снимок в газете) и мне доводилось летать. И фигурки детей мне очень кого-то напоминают. Просто знакомые лица! Спасибо редакции за постоянные экскурсы в историческое прошлое нашего района.

От редакции.

«Уже поступили отзывы по поводу попавших в кадр людей рядом с тем самолетом Ан-2. Постараемся с ними встретиться и обязательно расскажем.»

И в Успенке был аэродром

Анна МАКОВЕЦКАЯ,

п. Изумрудный

С удовольствием читала материал в номере от 3 мая о малой авиации в нашем районе. Очень интересно. Жаль только, что аэродром в Успенке не упомянули.

Наш аэродром был долгожителем, закрылся одним из последних. Я тогда работала бухгалтером в Успенском сельсовете и хорошо помню те времена. По долгу службы часто приходилось выбираться в Ирбей. И без самолета – никуда. Нормальная дорога в Успенку появилась только в 90-х годах. До этого проехать могли разве что на мощном тракторе, за который цепляли какие-нибудь сани. Бывало, даже в ковше погрузчика ездили до Талого. Всё это только в крайнем случае. В основном же – быстро и удобно, по воздуху. Уже когда закрылись все окрестные аэродромы – в Талом, Степановке, Сергеевке, к нам в Успенку полеты продолжались. Самолет доставлял почту, пассажиры летали в Ирбей, при желании и в Канск. Закрылся наш аэродром, насколько я помню, только вместе с Ирбейским аэропортом. А в памяти авиация хранится по сей день.

От редакции.

«Корреспондент Сергей Селигеев искренне просит прощения за досадное упущение. Информацией об аэродроме в Успенке располагал, сведения собирал тщательно, чтобы указать все взлетно-посадочные площадки. Но эту просто пропустил. Напомним, в газете говорится про 11 площадок, а перечислены 10. Большое спасибо за письма (в послании Виктора Обермана Успенка также упоминается), восполняющие пробел.»

Там люди сгорели заживо

Валентина БОНДАРЕВА,

д. Латынцево

Прочитала в газете о крушении самолета между Ирбеем и Верхней Урей в 1970 году. Хочу поделиться своими воспоминаниями.

Я вместе со многими односельчанами стала очевидицей происходящего. Мы в Латынцево дожидались скот с пастбища и видели самолет над полями – как он то нырял вниз, то взлетал вверх. После третьего пикирования уже не поднялся. Сам момент падения я не видела, от нас это случилось довольно далеко, только черный дым пошел клубами. Но там поблизости на покосе оказался Виктор Матюхин, механиком у нас в колхозе работал, сам михайловский, но жил в Латынцево. Рассказывал, сначала минуты две после удара ничего не происходило. Пока он подбежал, занялось пламя и раздались страшные крики. Виктор говорил: «Я там чуть с ума не сошел! Бегал кругами ничем не мог помочь заживо сгорающим людям. Никак не вытащить, даже близко подойти невозможно, такой жар стоял». А вскоре крики затихли – погибли люди в этом аду. Не застала я этого, но мне от одного давнего рассказа до сих пор не по себе, стоит лишь представить. А тут еще недавняя катастрофа в московском аэропорту Шереметьево, где сгорел самолет «Суперджет» и 41 человек погиб в огне. Прочитала в вашей газете, что среди погибших был племянник главы нашего Чухломинского сельсовета Сергея Криштопа. Искренне соболезную и скорблю вместе с вами.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

20