Меню
12+

Сайт газеты «Ирбейская правда». ЭЛ № ФС 77-68839 от 28.02.2017 г.

24.08.2018 09:54 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Добытчики «черного золота»

Автор: Дмитрий МАЛИЦКИЙ

Как из пыли и шума рождаются тепло и уют

В последнее воскресенье августа все работники угольной промышленности отмечают свой профессиональный праздник – День шахтера. И хотя труженики Ирбейского угольного разреза не спускаются под землю, тем не менее они ежедневно добывают сотни тонн самого полезного для нас с вами ископаемого – угля.

Чтобы увидеть работу разреза изнутри, нужно посетить горный участок. Там и происходит самое интересное в работе угольщиков. От конторы до горных выработок добрались быстро – разрезовский «УАЗ-Патриот» под управлением Виктора Епишина с комфортом домчал нас туда. Сам Виктор Алексеевич работает на предприятии девять лет, все время водителем, поэтому опыта вождения ему не занимать.

На горном участке нас уже ждал начальник транспортного цеха Павел Полыхань, который предложил съездить на пункт погрузки вскрыши, где работают большегрузные автомобили. В апреле разрез прибрел новый карьерный самосвал БелАЗ грузоподъемностью 90 тонн. Пока это одна такая машина на предприятии, поэтому на нее стоило посмотреть.

– Объемы потребления угля растут, нужно увеличивать производственные мощности, поэтому переходим на машины с большей грузоподъемностью, – говорит Павел Полыхань. – Запустили мы этот БелАЗ в эксплуатацию девятого мая – в день Победы. Есть нечто символичное в этом.

В это время подошел вахтовый автобус под управлением Евгения Юревича, который и доставил нас на пункт погрузки. Время было обеденное, и БелАЗы не работали – водители отдыхали в тени на крыльце избушки. Жарко. Когда мы вышли из автобуса и подошли к ним, то мужики в один голос обратились к начальнику транспортного цеха: «Павел, ты скажи «мерсам», чтобы потише гоняли – дышать нечем!». Как бы в подтверждение этим словам мимо пронесся самосвал, подняв тучу пыли. Это грузовики марки «Мерседес» вывозят с разработок готовую продукцию – уголь. Погода установилась сухая, и клубы пыли, поднимаемые автомобилями, – сущая беда для работников горного участка. Спасают специальные поливальные машины – КамАЗ и переоборудованный под «поливалку» БелАЗ, смачивающие дороги водой. По словам угольщиков, без этого работать было бы практически невозможно.

Тем временем обеденный перерыв подошел к концу, и «белазисты» направились к своим самосвалам. Мы пошли к новому 90-тонному гиганту вместе с его водителем Олегом Гуляевым, который работает в разрезе уже девятый год. Начинал, как и многие, на 30-тоннике, потом пересел на 55-й. Теперь доверили новую машину.

– На самом деле БелАЗ в управлении довольно прост. Современные машины вообще по уровню комфорта схожи с иномарками, – говорит Олег Гуляев. – Только габаритами машина отличается, но к ним привыкаешь быстро.

Кроме того, одной из особенностей нового БелаАЗа является электрическая трансмиссия, то есть в нем нет коробки передач, а стоит силовой генератор. Это позволяет грузовику двигаться плавно, без рывков переключения передач. Плюс в том, что машина более устойчивая – в отличие от автомобилей с механической трансмиссией колеса не пробуксовывают, поэтому она не юзит на подъемах.

Так, за разговорами, мы поднялись в кабину большегруза. Отсюда, с пятиметровой высоты, горный участок был виден как на ладони. Огромные экскаваторы и карьерные самосвалы казались игрушечными, но на самом деле эти «игрушки» перевозят сотни тонн породы и угля, которым потом мы отапливаем свои дома.

Тем временем раздался рев мотора – это Олег Гуляев запустил двигатель своего автомобиля, и могучая машина, подняв тучу пыли, плавно двинулась к экскаватору для погрузки вскрыши. Вот так изо дня в день, в шуме и пыли добывается уголь, так необходимый нам, любящим комфорт и уют.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

38